Тактика осады
статья про организацию осады городов в игре Rome Total War
рекомендации молодым генералам и членам их семей от Engineer
Прежде всего, в игре RTW Вы столкнетесь именно со штурмами городов. Конечно, маневры в поле будут, но главное – это захват враждебной или ничейной территории. И если полевых сражений можно иногда избежать, то логика экспансии потребует от Вас непременной осады и штурма множества укрепленных городов, какой бы нацией Вы не играли. Надо сказать, что ИИ действует здесь не всегда похвальным образом. Если Ваша армия плохо подходит для решительного штурма, можно избежать долгой осады и собственно штурма. Для этого есть несколько приёмов.
А. Самый простой – это выманить противника из под защиты городских стен на полевое сражение. Поступайте так имея несомненное качественное либо количественное превосходство и, в особенности, когда враг имеет многочисленный гарнизон в хорошо укрепленном городе. Если армии врага будут в этом сражении разбиты, а их капитаны или полководцы погибнут, то город достанется Вам неповрежденным и лишенным какого бы то ни было гарнизона. Выманить врага из города просто – надо устроить сражение с другой его армией, хотя бы из одного отряда, расположенной у стен города. Сражение происходит в месте расположения армии противника на карте, если Вы атакуете либо на месте Вашей армии, если Вы обороняетесь. Нам нужно чтобы эта точка примыкала непосредственно к осаждаемому городу, тогда его гарнизон автоматически отправится в бой, оставив город без прикрытия. Расположите армию под стенами, и ждите пока враг сам нападёт на Вашу осаждающую армию в попытке снять осаду – ИИ часто так поступает, имея лишь кажущееся ему преимущество. Не упустите в бою генералов и город Ваш! Используйте этот способ, когда осаждаемая армия усилена стрелковыми отрядами, уступающими Вашей штурмовой армии в открытом поле, но имеющими возможность нанести неприемлемые потери при штурме. Можно отделить один свой отряд и поставить его под городом около основной армии – спровоцированный ИИ почти наверняка ударит по нему из города, а результат тот же – бой в поле и город в подарок. Вообще, логика поведения ИИ под стенами городов весьма странная. Почти непременное поражение ИИ при снятии осады Вашей армией, атакующей его из города приводит к тому, что можно отбиваться от превосходящих орд даже маленькой армией, - были бы стены каменные! Сам ИИ так почему то не поступает, - бой чаще происходит в поле. А непременный выход гарнизона ИИ из города на помощь своим отрядам даже в заведомо проигрышной ситуации? Эти странные попытки напасть "на маленького" вблизи мощных подкреплений весьма обескураживают – эффект почти читерский, – "враг будет разбит, победа будет за нами" и всё тут. Не интересно, но весьма результативно.
Б. Второй и очень распространенный способ – устроить подкуп. Тогда Вы можете отправлять на завоевание чужих земель лишь Вашего дипломата. Сначала он скупит повстанцев, лучше вместе с их генералами, потом подкупит сам гарнизон города и он Ваш. Дешевле всего стоят города повстанцев. Если цена слишком велика, можно выждать сезон, другой и либо повстанцы выйдут из города либо цена упадёт. Такое случается, иногда цена падает в два раза. Если поблизости нет пригодных для скупки армий повстанцев, направьте с послом несколько собственных отрядов. Это нужно чтобы исправить главный недостаток данного метода – повышенную склонность жителей перекупленного города к восстаниям. Ведь Вы не захватываете город и не можете вырезать его население либо угнать всех в рабство, отсюда и издержки метода. Наиболее популярен такой способ на начальных этапах игры – ничейных городов на карте много, они маленькие и дешевые.
В. Третий способ уклониться от темы статьи – потребовать у Вашего оппонента отдать город. Если Ваша армия велика, Вы богаты и влиятельны, то можно надавить на нейтральную либо враждебную фракцию и, под страхом нападения, вынудить её отдать Вам город. Можно даже и заплатить немного. Этот метод тоже действует, особенно для уже развитых фракций.
Г. Конечно можно просто осадить город и дождаться пока он падёт, сезонов через 4 – 12, но Вы рискуете дождаться прихода огромной деблокирующей армии врага. Используйте такой способ, только когда Вы уверенно контролируете всю местность вблизи города. В любом случае, не лучшая идея оставить у себя в тылу вражеский город с мощным гарнизоном, пусть даже и осажденный.
Что ж, если отмазаться от штурма не получилось, перейдём собственно к захвату городов военной силой. Города в RTW защищены пятью типами стен: простой изгородью, деревянной стеной, каменной стеной, большой каменной стеной или великой каменной стеной. По сути, здесь есть только два типа стен – первые две деревянные, они легко простреливаются любыми стрелковыми отрядами и разрушаются таранами и каменные, которые различаются лишь прочностью стен и башен, а также типом стрел из них вылетающих. Для штурма каменных стен применяются лестницы и осадные башни. Начиная осаду, убедитесь что в Вашей армии есть пешие отряды, которые могут рыть подкопы, - они же могут использовать всю прочую осадную технику и лезть на стены. Если таких отрядов нет, наймите для штурма каких нибудь варваров, встреченных по дороге.
Итак, штурмы. Рассмотрим для начала имеющуюся в нашем распоряжении осадную технику. Она весьма разнообразна и специфична.
1. Таран - хорош против деревянных стен и частоколов, - лучше иметь их 3 шт. и более, чтобы проделать несколько проходов в стенах для успешного ввода войск штурмующих. Во время работы тарана лучниками (3-5 отрядов) хорошо бы повыбить и оттеснить осажденных, - только не ставьте их напротив башенок со стрелами, чтобы избежать лишних потерь при вводе войск в проломы. Для каменных городов таран не актуален, - разве только в комбинации с онагром, разбивающим сначала надвратные башни, что даёт возможность успешно таранить ворота. Таран одинаково годен против всех типов деревянных стен и против ворот. Для городов окруженных такими стенами прочая осадная техника недоступна к постройке.
2. Осадная башня - отличное средство для штурма стен, но лезут по ней солдаты очень и очень медленно. Больше одного – трёх отрядов вообще не введешь – не хватит времени. Годится для штурма городов прикрытых простыми или усиленными каменными стенами, т.к. весьма живуча и успевает войти в мертвую зону под стеной до того как её подожгут стрелы из башен на стенах. Строить лучше две штуки – для ввода штурмовых отрядов на стену по флангам осажденных или стрелков прикрытия по обеим сторонам пролома в стене. Подкатить осадную башню под огнём врага может кто угодно, а в резню на стену пускайте ударный отряд – времени у Вас будет не много. Если в осадной армии есть онагры для разрушения защитных башен, то лучше воспользоваться не осадной башней, а штурмовыми лестницами – по ним отряды забираются на стену быстрее.
Однако у осадных башен есть одно очень важное преимущество, - все осадные башни вооружены стреломётами. В зависимости от силы стен: каменная, большая каменная или эпическая каменная, башни строятся большего размера и вооружаются всё более мощными стрелковыми орудиями. Если самая слабая из башен, выстраиваемая против обычных каменных стен может лишь проредить отряд лучников противника, то огромная башня, штурмующая эпическую стену вооружена стреломётами наподобии скорпионов, огонь которых легко выбивает по 2-3 элитных вражеских легионера за каждый выстрел! Притормозив такой башней у стены, Вы сможете выбить полный отряд элитной тяжелой пехоты врага. Угол обстрела башен порядка 45% по фронту башни.
3. Сапа - отличное средство для обрушения стен. Если у Вас нет онагров, чтобы разрушить башни в зоне подхода к подкопу, то используйте самые слабые отряды, - дешевых наёмников или крестьян - копают они не хуже легионеров. Обрушить стену (внимание! место для обрушения не очень то повыбираешь, т.к. компьютер расставляет сапы автоматически от ворот со штурмуемой стороны города, последовательно в обе стороны!) лучше сразу в трёх – пяти местах. Время тратится то же самое, но вы заставите противника прикрывать сразу несколько опасных мест. Ударив через центральный пролом, Вы сможете связать гарнизон боем, а через боковые проломы введёте отряды быстрой пехоты или кавалерии для удара по обороняющимся с флангов.
4. Лестницы - а что, они пошустрее осадных башен будут! Быстрый и эффективный штурм именно по лестницам. Подбежали, поставили и айда на стены. Потом ещё и ещё. Но огонь башен надо бы подавить онаграми заранее, а то потери слишком большие. Аналогично не рекомендуется так атаковать против некоторого количества лучников противника. Лучше всего разбить или хотя бы слегка обрушить стену между войсками врага на стенах у ворот и выбранным местом штурма. Затем разбить или захватить небольшим, но шустрым отрядом башни. И, наконец, ввести на стену лучников либо пельтастов, - они откроют сокрушительный огонь с захваченной стены по осажденным, прикрывая Ваш прорыв к центру города. Другой, малочисленный отряд, в это время обежит все стены по периметру, захватывая башни, после чего они тоже станут обстреливать осажденных.
5. Онагры – лучшее средство для стремительных штурмов! Тяжелые онагры могут строить римляне, но они Вам и не нужны, т.к. менее точные в полевом сражении, более медлительные, дорогие и строятся два сезона, а выигрыш от их применения минимален. Обычные онагры необходимы для армий отправляемых в стремительный налёт на вражескую столицу, десантов и рейдов, когда нет времени для осад и строительства прочих штурмовых сооружений. Вы их тащите с собой и больше для штурма ничего и не нужно!
6. Баллисты и скорпионы – мало приспособлены для осад. Они и в полевом сражении не очень то выгодны, а тут почти бесполезны. Максимум могут выбить ворота в деревянном частоколе.
7. Слоны – тоже вроде бы могут выбить ворота или проломить частокол. Хотя мне не удалось заставить их это сделать. Возможно, не хватило времени. При попытке выбить ворота, слоны начинают не спеша бодаться с ними и это продолжается весьма долго. Может у Вас хватит терпения?
Лучше всего действует против больших городов с каменными стенами "Сапа" - сиречь "подкоп под периметр". Несколько проломов в стенах гарантировано и не долго по времени. Копать будут крестьяне, на прорыв пойдут ударные отряды прикрытые стрелковыми. Ещё лучше онагры – тот же эффект, но весьма мобильны, работают гораздо быстрее и могут разрушать ещё ворота и башни в зоне атаки выбранной Вами, а не там где расставил сапы ИИ. Недостаток онагров – Вы их не получите сразу, в начале Вашей кампании и они замедляют продвижение армии на стратегической карте. Однако онагры совершенно необходимы для запланированных кампаний, вроде блицкрига чужой столицы и хорошо укрепленных городов с моря. Главное их преимущество – мобильность, больше ничто не обеспечит Вам обрушения вражеских стен именно там где это нужно. Используя онагры Вы сможете атаковать город на том же ходу, не затягивая осаду и избегая появления значительных подкреплений противника.
Чтобы определить правильную тактику штурма Вы должны знать, как приблизительно действует ИИ при защите города. ИИ делит всю свою армию на три группы. Задача первой – охрана площади, на это выделяется лучший отряд, часто генерал со свитой или отборная пехота. Он не двинется с места до тех пор, пока Вы не пересечёте линию флажков на площади. В полных гарнизонах или в городах, не имеющих стен вообще, на площади может оказаться два – три отряда.
Вторую часть армии ИИ расставляет на стенах. Прежде всего, это лучники и пельтасты вперемежку с тяжелой пехотой, призванной не допустить Вас на стены. Естественно, что в городах с деревянными стенами ИИ эту группу не формирует. Самое интересное, что ИИ расставляет эти отряды автоматически по обе стороны от ворот, напротив той стороны города, где сосредоточена Ваша армия. При избытке войск, пара отрядов может быть выделена и для охраны боковых от Вас ворот. Можно поставить с двух сторон по одному отряду, чтобы спровоцировать ИИ растянуть свои силы, но нам это не нужно.
Третья группа предназначается для контратаки Ваших прорвавшихся в город отрядов, в неё попадают все виды кавалерии, оставшиеся не у дел генералы, пехота и, иногда, часть стрелковых отрядов. Именно эта группа будет драться с Вами за каждый шаг к площади. В городе с деревянными стенами это вся армия врага кроме гарнизона, занимающего площадь.
Итак, зная тактику ИИ, мы видим, что две группировки по сути своей пассивны. Гарнизон на стенах и армию на площади можно не трогать до поры вообще, - только зря стрелы тратить. Главное разбить третью, мобильную и самую опасную для Вас группу. Как же это проще сделать, если каменные стены хорошо защищают их от обстрела? Выберите место в стороне от ворот – нам ни к чему бодаться с врагом на стенах. Лезть через стены - всяко хуже, да и повыбить Ваши отряды могут в процессе. Лезть вверх, потом вниз – маета. Оставьте это варварам не имеющим онагров. Можно не лезть на стены вообще, разве что только завести на незащищенные стены по лестницам шустрый и небольшой отряд пехоты в стороне от ворот, чтобы он пробежался вдоль стен и захватил все башни. Это хороший метод – башни станут активно стрелять по врагу в городе. На уже отбитую стену стоит завести по лестницам отряд, другой лучников. Только чтобы зря не простаивали. Единственная польза от Ваших стрелков в том что они отгонят врага от пролома в стенах.
Главное при выборе места штурма – ломать стену напротив улицы, которая ведёт кратчайшим путём к площади. Прорвавшись в город и отбив контратаку, мы атакуем площадь именно по ней. Вот, на рисунке, примерный план расстановки сил перед атакой. Учтите, что к сделанному пролому враг подтянет все свои силы, - их можно будет отогнать Вашими стрелками, но не переусердствуйте, стрелы ещё пригодятся на площади. Затем в пролом ворвутся бегом фаланги, которые займут оборону и встретят контратакующего противника. Если Ваши фаланги не очень сильны, то можно выстроить их две или даже три на одном и том же месте, обеспечив глубину и несокрушимость построения.
Прорвавшись внутрь через проломы, сразу старайтесь блокировать врага частью сил, лучше всего фалангистами, - они отлично отбивают контратаку. Отбив первую контратаку, остальных бросайте на площадь – Вам надо выбить с неё всех и не допустить появления даже одного вражины три минуты. Это простая цель, но лучше смотреть планировку города заранее, чтобы выбрать маршруты атаки по улицам, ведь иначе враг сможет подвести подкрепления на площадь окольным маршрутом. Если враг атакует по улице, выстройте каток – фалангу или две, прикрытую стрелками или кавалерией. При контратаках фаланга должна успевать остановиться и уничтожать контратакующих. Кавалерия, нападая прямо сквозь строй фаланги, дорезает бегущие отряды, чтобы они не отошли на площадь. Стрелки пока отдыхают или работают только по подходящему врагу, чтобы не выбить собственных фалангистов.
На площади не спешите атаковать и врываться за огораживающие периметр флажки. Спокойно расставьте отряды вдоль площади по примыкающим к периметру улицам, дайте фалангам опустить копья, введите стрелков и пусть они выпустят весь боезапас по отряду на площади. Тупой ИИ не шелохнется до последнего, ведь на площади враг никогда не отступает и не паникует! Можно перебить даром лучшую часть армии врага. А потом вызвать его на пики, лишь чуть шагнув к периметру. Площадь Ваша, теперь не зевайте! Надо срочно перекрыть все подходы плотным строем своих, а лучше в два – три эшелона. Все отряды в городе ринуться атаковать площадь по кратчайшим маршрутам. Даже лучников ИИ снимет со стен и бросит в мясорубку, вместо того чтобы обстрелять Вас предварительно. Время то идёт! Важно не допустить на площадь никого, поскольку паникующие отряды часто тоже бегут именно туда.
Освободившимися онаграми можно сбить лучшие отряды защитников со стен, разрушая их – стена валится и гробит почти половину стоящего на ней отряда. Но мест где она валится не так уж много – только центральная часть промежутка между башнями. Вражеские отряды после этого спешно начнут отступать в город, спускаясь со стен, подумайте надо ли Вам это? Есть ещё другой способ. Можно ввести на стену Ваш не самый нужный отряд и, после того, как враг контратакует его всеми силами с соседних стен, разрушить стену прямо под атакующим врагом онаграми – Ваш отряд на стенах не сможет отступать, и ИИ тоже деваться некуда, поэтому можно ухлопать в давке по центру стены пару – тройку лучших вражеских отрядов, пожертововав лишь одним своим. После захвата площади ИИ начнет думать как всех снять со стен и отбить центр, тут уж концентрируйте силы или блокируйте пути подхода к площади – три минуты продержаться не долго. Имейте ввиду, что даже паникующий один вражеский солдат на площади может перезапустить отсчет времени не в Вашу пользу! Идеально, если врагу придется пробиваться на площадь по той же улице что и Вам, - заблокировать одну улицу проще.
Если гарнизон врага велик, а у Вас недостаточно мощные отряды и не удалось отогнать контратакующих от пролома для спокойного ввода войск в город, попробуйте навязать ему решительный бой у пролома. Для этого надо разбить три соседних участка стен. Вот план такого боя:
После того как Ваш отряд ворвется по центральному пролому, - вся группа контратаки, отряд за отрядом будет втянута в мясорубку у центра. Подождите, пока не оголятся достаточно два боковых пролома и бросайте туда лучшие ударные отряды, - Вам надо ударить по контратакующим с флангов, окружая их. Чаще всего они начинают паниковать при таком ударе в спину и вырезаются полностью. Если все вражеские отряды втянулись в драку – смело атакуйте их в спину хоть легкой кавалерией, - они уже назначены для атаки вторгшихся по центру отрядов и не смогут отбиваться на два фронта, тупой ИИ даже не перенацелит их чтобы блокировать Ваши силы окружения с флангов. Ударив в спину, Вы легко уничтожите запаниковавшего врага.
Для деревянных городов тактика другая. Лучники и тараны вполне достаточны. Пока Вы ломаете стену тараном, стрелки косят защитников, оттесняя их от мест проломов. Легионеров или пельтастов поставьте слева и справа под стеной у ломаемых ворот – они успеют бросить пилумы и дроты через частокол, часто по мечущемуся генералу врага, что очень удобно. Кстати, легионеры и пельтасты отлично мечут пилумы прямо по отрядам, стоящим на каменных стенах, и хотя стены значительно снижают урон, эффект достаточно велик.
Как многие заметили: «Бои во время штурма очень сложно контролировать, особенно, если атака идет сразу по нескольким направлениям. Враг любит атаковать отряды внутри стен сразу с нескольких сторон, а если свалка идет в узких улочках – это вообще беда. Отряды увлекаются преследованием и выбегают из общей массы поодиночке, становясь хорошей мишенью для быстрых контратак. Лучники и пращники врага вообще отрабатываются по полной. Такое можно наблюдать даже в небольших городах с деревянными стенами».
Значит, необходим строгий план штурма, тогда Вы сможете брать города практически без потерь, даже против превосходящего Вас гарнизона. Рассмотрим основные Ваши преимущества.
· Вражеская армия скована предписаниями ИИ, и занимает оборону на стенах у ворот, а Вы мобильны и можете выбрать место для нанесения удара, - как правило, с одной из трёх сторон города.
· Вражеские отряды разбросаны по городу, а Вы сконцентрировали все силы на главном направлении.
· Враг обязательно подойдет для отпора к проломам в стенах, а Вы можете его методично расстреливать, не вводя ещё войска в проломы для решающей атаки.
· Враг всегда контратакует вторгшиеся отряды, что позволяет использовать наиболее мощные оборонительные приёмы.
Этого уже очень не мало! Активное маневрирование игрока против пассивного поведения ИИ – вот залог победы. Давайте теперь рассмотрим подробнее, как именно надо свои преимущества использовать в конкретных ситуациях.
Какова наша цель при осаде? Взять город быстро – на том же ходу и с наименьшими потерями. Конечно, если в городе огромная армия с несколькими генералами, улицы прямые и широкие а стены высоки, то рубка предстоит не шуточная. Но если случай стандартный, - дело попроще.
Стандартный вариант 1. В городе каменные стены и неплохая армия: три – пять отрядов ударной пехоты, один – два эскадрона кавалерии с генералом, пара – тройка хороших лучников и столько же скирмишеров и лёгкой пехоты.
А. Выбор направления.
Не забывайте, правильный план штурма, - это половина успеха! Перво–наперво мы должны выбрать точку концентрации сил. Внимательно осмотрите план города. Вам нужна улица, которая ведёт к центральной площади, - ведь именно её захват и удержание в течении 3-х минут ведёт к победе. Да, да – не вырезание и тупая атака врага на стенах, а прорыв к центральной площади и правильный бой на ней. Зачем лупиться лбом в стены, когда можно поменять планы игрока и ИИ местами!? Пусть враг Вас атакует, спасая свой город. Выберите стену с минимальным числом башен напротив ведущей по кратчайшему маршруту к площади улицы. Не следует атаковать вблизи ворот – ведь именно там враг поставит свои лучшие отряды и лучников. Да, да! ИИ не очень хитрый, он защищает ближайшие к выбраной Вами позиции ворота, а не стену чуть в отдалении, - это очередной "легальный чит". По сути, Вам достаточно обеспечит только один пролом и безопасный от обстрела подход к нему. И всё! Лучше, если эта улица - ближайшая и для противника, ставшего у ворот, - Вы её должны будете запереть накрепко, как только по ней прокатится штурмовая группа. Идеально, если улица извилистая и единственная, ведущая к площади с этой стороны города, - враг не сможет перебросить на площадь помощь другой дорогой и вынужден будет атаковать Ваши блокирующие эту улицу отряды, как только Вы захватите площадь.
Б. Состав армии.
Вам понадобится пара онагров чтобы сделать пролом в стене и разрушить две соседние башни. Этого достаточно, - больше незачем. Вам понадобятся копейщики - наёмные гоплиты или другие, желательно не милиция, т.к. она слишком слаба. Задача копейщиков – выстроить "блокпост", удерживая контратаку врага. Вам нужна штурмовая ударная пехота и конница. Конечно лучше всего слоны, но если их нет, - не беда, пойдёт любая атакующая пехота, даже те же гоплиты, просто с ними дело чуть затянется. Ещё будут нужны лучники – 3-5 отрядов.
В. Собственно процесс.
Разрушаем стену и соседние башни, создавая пролом, чтобы обеспечить безопасный подход войск. Всё, можете отводить онагры, - они своё дело сделали и боезапас на исходе, незачем поджигать город. Пусть теперь рушат стены на которых стоят лучники врага, если остались лишние заряды. Не используйте огонь – против стен он не эффективен, а точность падает весьма существенно. К пролому враг, скорее всего, перебросит пару отрядов кавалерии, иногда даже генеральский отряд. Очень хорошо, - подводите свой блокирующий отряд, а за ним стройте лучников. Лучники начинают лупить в пролом по скопившемуся врагу и ... чаще всего отгоняют его на безопасное расстояние. Это самый опасный момент - Вы должны выбрать время чтобы ворваться в город. Бегом, сняв значок фаланги вводите копейщиков в пролом и сразу выстраивайте фалангу против отошедшего врага - он не преминет напасть! Лучше за первым отрядом выстроить второй, - третий обычно уже не нужен, - он идёт блокировать противоположную сторону если в этом есть необходимость. Внимание! - лучшие армии врага пока стоят и курят у ворот, видимо всё ещё считая их самым опасным местом. И там же его лучники и скирмишеры столь опасные для Ваших копейщиков. Как только позиция удержана и контратака отбита – срочно бросайте в пролом штурмовую группу, - впереди пехоту, а затем и быструю ударную кавалерию. Их цель – захват центральной площади. Если с неё есть ещё выходы, по которым пойдут подкрепления – усильте штурмовую группу копейщиками, которые должны будут перегородить эти улицы. Вперёд! И с песнями. Допустим, Вы ворвались на центральную площадь, - не спешите пересекать линию флажков, иногда это даёт вам время подтянуть все резервы. Враг чаще атакует отряд первым перешедший линию или «коснувшийся» флажка. Отличная идея, например, - выстроить вдоль флажков легионеров с пилумами и пересечь площадь в другом углу, - атакуя, враг получит все пилумы по своему флангу. Ваша кавалерия вторгнется после связывания противника боем и ударит ему в спину. Исход предрешен. Если вдоль площади достаточно свободного места и время позволяет, можно ввести и выстроить вдоль площади (но не заходя на неё!) лучников. Они спокойно отстреляют весь боезапас по отряду удерживающему площадь, а он даже не шелохнется. По сути, ИИ делит отряды на три группы: контратакующие вторгшегося, блокирующие стены вблизи ворот и блокирующие площадь. Очень линейная тактика, что даёт Вам возможность разбить все эти силы отдельности. Приоритет при расстановке сил ИИ отдает второй и третьей группе, в первую попадает обычно лишняя кавалерия и часть лёгкой пехоты. Не забывайте про блокпосты! Они не штурмуют площадь – их цель продержаться три минуты против всех подкреплений, которые попрут на площадь от центральных ворот. Фаланга как раз для этого и создана. Как только площадь захвачена – все отряды врага лезут со стен вниз и строятся там, давая Вам небольшую фору времени для организации отпора. Можно даже завести внутрь города лучников и поставить их на боковых улочках, в которые враг не полезет для обстрела его подходящих резервов. И вот уже лучшая пехота и даже лучники, вместо того чтобы выкашивать нас целыми когортами, гибнет бесславно на кончиках сарисс. Полный успех.
Я уже провел по этому плану множество осад. В трёх случаях мои потери от врага составили 0!!. Чистая победа, хотя враги имели по шесть-семь отличных отрядов. В остальных были потери 100-200 солдат, благодаря натиску высоко валорных генералов или упорному сопротивлению ударной пехоты на площади, армии противника составляли до полутора-двух тысяч.
Стандартный вариант 2. В городе деревянные стены и огромная армия - больше трёх тысяч. То же самое - когда армия врага бьётся в укрепленном полевом лагере.
А. Выбор направления.
Выберите сторону города, где улочки поуже, - враг не должен быть свободен в своих маневрах. Центральная площадь должна быть поближе, чтобы простреливать её из-за самых стен. Здесь ИИ не может поставить свои отряды на стены и почти вся армия выделяется для контратак Ваших войск. Лишь пару отрядов ИИ оставляет на площади. Желательно врываться в проломы прямо на ту улицу, которая ведёт прямо к центру, блокируя боковые направления.
Б. Состав армии.
Идеальный вариант. Просто песня. Всё что нам нужно - это больше артиллерии. Онагров должно быть минимум 4, а лучше восемь! Они перебьют большую часть врага. Лучников - 4-5, как обычно, они доделают всё остальное. Ещё нужно 2-3 фаланги, - по числу улиц, по которым мы будем наступать - это наш каток. И не помешает пара отрядов быстрой кавалерии - вырезать расстроенного и убегающего противника. Всё.
В. Собственно процесс.
Ставим артиллерию вне доступности обстрела из города - у врага могут быть лучники. Парой онагров гасим маленькие стрелковые башенки на стенах - просто камнями, они летят точнее. Теперь, (Внимание! - не спешите разрушать ворота и стены!) переключаемся на огненные бомбы и ... город обречён. Враг мечется в узких улочках, сплачивает по три-четыре отряда на одном месте и каждая удачно упавшая бомба косит его десятками. Лучники подходят с флангов, когда он начинает метаться и усугубляют положение обстрелом – полный хаос. На случай последней, отчаянной вылазки каких-нибудь колесниц – ставим фалангу напротив ворот. Ворота возможно снесут онагры при не точном обстреле отрядов за ними – сейчас не тратьте на это заряды и время, просто придержите один онагр чуток, - он, разрушив башенки на стенах, сделает два пролома и выбьет ворота. Всё. Стрелы и бомбы ещё не кончились, а враг уже в панике, - его потери огромны. Ударная кавалерия и лучники выбиты и деморализованы. Вводим в проломы фаланги. Не спешите! Чуток продвинувшись – остановите строй. Теперь в дело вступают Ваши наполеончики. Артиллерия бог войны, но ей надо четко управлять. Подведите онагры и лучников поочередно и задавайте им каждый раз цели на хорошем отдалении от фаланг, чтобы не выбить своих же штурмующих солдат. Они и сами отобьются, если выдержат строй, а для этого достаточно не торопиться. Кавалерия, войдя в проломы, когда лучники уже отстрелялись - постоянно контратакует, вырезая разбитого фалангами бегущего врага, но на площадь не суётся, чтобы не нести больших потерь - их дело только рубить отступающих. Онагры подъезжают ближе и переносят огонь на площадь. Близок финал. Драка всё ещё неизбежна, но исход предрешен. Потеряв одну-полторы тысячи от обстрела врагу нечем почти опрокинуть Ваши фаланги. Аккуратно выдавливаем его на площадь и даём ему время контратаковать - снова и снова, пока не останется разрозненных групп, уже не опасных даже на открытом пространстве.
Потери в этом варианте бывают и побольше, чем в первом, тут уж как сложится, главное не пострелять тяжелой артиллерией своих.
Стандартный вариант 3. В городе эпические каменные стены и огромная армия - больше трёх тысяч с множеством генералов, колесниц, фаланг и ударной кавалерии. Ну, во-первых, это уже не стандартный вариант. А во-вторых, зачем Вы вообще туда полезли? Вам что, жить надоело? Нет, такие потери для нас не приемлемы. Подождите пока враг сделает вылазку или подтянет ещё одну армию, и громите его в поле. В идеале Вашей осаждающей армии ударит в спину пара отрядов и Вы разобьёте всё городскую армию в оборонительном бою. Не упустите генералов! И всё. Город пуст и падает к Вашим ногам нетронутым. Хотите режьте, хотите ешьте. Можно, конечно, поступить и по варианту 1. Но тогда Вам придется несколько модернизировать тактику. Сделайте минимум три пролома в стенах. Когда Ваши первые отряды ворвутся в центральный, - их атакуют со всех сторон многочисленные отряды свежих сил контратакующего противника. Ваша задача – вызвать их на себя как можно больше, бросайте в эту мясорубку два – три стойких отряда и держите оборону у самого пролома. Как только почти все ближайшие подкрепления окажутся втянутыми в драку, вводите во фланговые проломы ударную кавалерию – она сметёт обступивших место первого прорыва скирмишеров противника и ударит контратакующим в спины, - окружая их. Теперь ещё и ещё – пока враг не окажется в плотном кольце Ваших войск. Ваши первые отряды он наверняка уже вырежет, но в плотном кольце запаникует и вы добьёте всё контратакующую группировку. Главное, не упустить никого на центральную площадь иначе там они смогут восстановить боевой дух и ударить снова. Если прорыв успешен, - тактика стандартная – прорыв к центральной площади ударными отрядами, ввод скирмишеров и устройство блокирующих постов для сдерживания подкреплений врага, которые полезут со стен после захвата Вами площади.
Самый эффектный – второй вариант. Низкие деревянные стены не стесняют маневр Вашей артиллерии и стрелков и позволяют разбить почти любую армию противника. Ниже рассматривается штурм столицы Сципионов, которые, понадеявшись на мощь своих многочисленных легионов и гарнизонов, не стали отстраивать стены в италийских городах. Напрасно! Тут то и высадилась свежеотстроенная ударная штурмовая армия моих Селевкидов, переброшенная за один ход с греческого побережья. И сразу удар по столице – штурм без осады, - на помощь успел подойти только один легион Сципионов. Гарнизон в столице – более чем трёхтысячный.
На скриншоте начальная фаза осады. Обратите внимание:
** онагры слева бьют вдоль стены по продольной улице, по которой враг подтягивает подкрепления, нанося сокрушающий урон и обращая нестойких в бегство. Сначала они помогли лучникам, накрыв парой залпов лучную ауксилию римлян у ворот, попутно снесли башенки и проломили ворота, а теперь ведут полноценную артподготовку по всей глубине порядков противника с фланга. Жуть!
** лучники в центре пока перекрывают своей зоной обстрела поперечную улицу - они понесли потери, выбив вначале полностью отряд римской ауксилии, но незначительные и теперь им некому противостоять - все стрелы ложатся в кашу из нескольких отрядов Сципионов - промахов почти нет.
** отряд легионеров у самого штакетника бросает пилумы на подходе к моей фаланге, нанося страшный урон прорвавшейся тяжелой кавалерии. Уж после этого мало кто уцелеет.
*** фаланга, выделенная цветом, бегом - (по одному отряду, чтоб не путались!) прошла ворота и перегородила улицу. За ней уже занимает позицию вторая - на всякий случай, или чтоб развернуть её в противоположную сторону, прикрывая ворота. Здесь важно вовремя перенацелить стрелков, чтобы не посекли свою собственную фалангу. Если кто и добегает до ощетинившейся фаланги, через накрывающий артобстрел 4-х онагров, методичный обстрел 4-х отрядов лучников и убийственный последний залп пилумов, то, потеряв 3/4 состава и ударившись о копья сразу гибнет. Основные горы трупов лежат на подходе. Доскакали только три генеральских отряда. Чтобы погибнуть на копьях. Скоро можно будет вводить кавалерию - чтобы дорезать бегущих и снова продвинуть фалангу до следующего очага сопротивления.
* Слоны и лучшая ударная кавалерия даже не участвуют в битве, прикрывая стрелковые части от вторгшегося по другому краю поля спешащего на помощь столице легиона противника, который, впрочем, так и не решился нападать.
Вторая фаза осады (близкий вид слева). Враг уже оттеснен от ворот фалангой, его отряды скучились вне зоны действия лучников, один из трёх элитных генералов погиб. 9 отрядов принципов, велитов, легионеров и пр. скучились, онагры подъехали к самой стене и устроили внезапный артналёт, - враги гибнут сотнями от каждого попадания. В самом деле, - бомба обычного онагра убивает 20-35 солдат в плотном строю, а здесь 9 отрядов в одной куче. Смотрите, бомбы так и падают в плотный строй, - никто не убежит.
А вот здесь видно расположение войск во второй фазе боя. Наводить онагры просто, - надо только дать им прямую линию стрельбы вдоль улицы, наводненной войсками врага, ведь рассеивание прицела по дальности наибольшее. Слева, вдоль стены с уже разбитыми башенками подтягиваются лучники, чтобы довершить работу онагров. Их стрельба отключена, но когда враг попытается рассредоточиться под огнём артиллерии, лучники ударят по всей глубине строя с фланга, заставляя легионы снова метаться и сбиваться в кучи.
Те по кому попадают огненные бомбы онагров взлетают в воздух либо сгорают заживо.
Онагры пристрелялись, иногда в остатки легионов попадают одновременно 4-5 бомб, лишь увеличивая хаос, а слева продолжают бить лучники.
Благодаря эффективному и правильному маневру артиллерии всего – 4 онагра и стрелков – 4 обычных лучника, на этой дороге полегло две с половиной тысячи римлян, из трёх имеющихся в столице - весь цвет их армии, вся штурмовая пехота, ударная кавалерия и два генеральских отряда. До площади из окружавшей периметр армии добралось легионеров 20-25. Вот, наверное, что чувствовал Наполеон в начале своей карьеры.
А мои легионеры и фалангисты вкупе с кавалерией почти не вступали в бой - их дело добивать врага на площади там, куда не достают онагры. Ударную пехоту, вроде легионеров надо использовать на последней фазе штурма, когда фаланга уже не может развернуть строй на самой площади. Для вытеснения врага с улиц, равно как и для сдерживания лучше фаланги ничего не придумать. Если у Вас нет собственных отрядов фалангистов, - используйте наёмных гоплитов. Их тактика – стремительная пробежка на позицию в режиме отключенной фаланги и сдерживание накатывающих волн противника. Потерь в таком режиме боя фаланга почти не несёт, ведь в узких улочках её не обойти с флангов. При штурме площади – фаланга занимает позицию и вызывает врага на себя, а ударная пехота и конница обходят по краю площади образовавшуюся свалку, прикрывая фланг фаланги и атакуя врага в спину.
На скриншоте видно как у самой площади уже две волны легионеров - (послереформенных полноценных! и принципов) откатились от моей вовремя остановившейся и ощетинившейся копьями фаланги, так и не сумев её потеснить вглубь улицы, - лишь завалили своими трупами всё поле перед пиками. Этот каток не остановить! Но за останавливающей все контратаки фалангой уже подбегают две когорты моих легионеров, чтобы нанести решительный удар по деморализованному врагу, ворваться и дорезать его отряды на самой площади. Фаланга слишком неповоротлива, и в этой фазе одна понесла бы неоправданные потери, кавалерия тоже будет несколько стеснена на узких улочках и площадях - так что легионеры самое то. В этом бою две элитные фаланги вынесли большую часть врагов, но пострадали весьма незначительно, - а многие ещё и вылечатся после победы! Потери по 20-50 из первоначальных 240 солдат после атак дюжины отрядов противника – совсем не плохо. Конечно, более слабые наёмные гоплиты потеряли бы больше. На площади ещё оставались несколько отличных послереформенных когорт и генеральский отряд, битва с ними даже моих весьма навороченных отрядов (все в золоте и по две лычки валора) шла почти на равных.
Итак, результат боя. Враг "Publius the Mean" потерял всю свою армию - больше 3000 легионеров. Мой, взращенный в многочисленных наступательных боях, "Euenus" потерял меньше 500 - из них 200 вернулись в строй с больничной койки. Почти 5/6 римской армии уничтожила ударная артиллерия и лучники. Не сказать чтоб очень редкие - обычные лучники и обычные онагры. И те, и другие лишь с парой нашивок, а половина вообще зелёные рекруты.
Очень полезно пробежать кем-нибудь шустрым по стенам вражьего города, захватывая все башни - они теперь начнут стрелять по врагам, в том числе внутри города. Полезная тактика, т.к. такой обстрел весьма болезненный для подкреплений противника на улицах. Не понятно, почему обороняющиеся при этом не лезут на стены, когда Ваши бойцы через осадные башни или лестницы проникают на стены и бегают по кругу захватывая башни и ворота? Вместо этого, они тупо ложатся под обстрелом некогда собственных башенных баллист, бродя вдоль стен. В итоге вырезается большая часть обороняющихся без особых потерь, потом врывается через ворота генерал и на площади довершает начатое рядовыми. Видимо ИИ повторяет ту же ошибку что и при осада Вашего города, - ему предписано занять определенную позицию, но на ожесточенный огонь с башен он никак не реагирует.
Захватить ворота целыми можно двумя способами, - ворвавшись в них на плечах убегающего врага или захватив надвратные башни и выбив противника от ворот, (в случае деревянных стен второе равноценно - просто пройти рядом с воротами изнутри крепости). Проверял. Работает. Бывают и глюки, - например солдаты не идут в разрушенные надвратные укрепления и ворота остаются целыми, но вражескими.
Пока не построены онагры, очень удобно иметь в армии шпиона, а то и двух. При должном везении можно с ходу захватывать город, не строя ничего - засылаешь сначала шпиона, он открывает все ворота, и на этом же ходу атакуешь. При показе осадной таблицы - где строят машины есть иконка - открыл Ваш шпион ворота или нет.
Точность попадания зависит от валора онагров. Как в МТВ - от валора пушек... Я с полководцем 10 звезд обстреливал осажденный понтийский город горящими снарядами. Они так потешно метались под огнем! И в итоге понесли существенные потери в людях и так уронили мораль, что мои слоны ворвавшиеся в ворота уничтожили защитников практически без потерь со своей стороны... Кстати ни одно здание не загорелось… А в другой раз с генералом 2 звезды обстрел врага в городе привел к тому что полгорода сгорело.
У зажигательных стрел летальность ниже. Но это только у лучников. С онаграми и баллистами, по моему, наоборот. Я замечал что иногда бомба обычного онагра валит до 35!!! копейщиков, попадая в плотный строй. Конечно генерал больше 9 звезд, и онагр как минимум старший сержант наводит но всё же. Это не то что зеленый онагр с ** генералом - который по своим чаще чем по врагу лупит.
Стены Деревянные - гореть не хотят, вчера пытался поджечь - безуспешно.
Здания начинают гореть после определенного процента Разрушения - причем разного - одни начинали гореть после 70%, а один сарай начал гореть после 15%.
Здания разрушать в Осаждаемом городе - резон простой, Шевоше однако. Здания развалил, а город во избежание потерь брать не стал (иль не смог).
Если при штурме подкатить осадную башню к стене и указать отрядам с земли на стену, они будут влезать через башню на стену, ...а вот если с земли за стеной указать прямо на землю внутри вражеской крепости,...то отряды будут валиться прямо с мостика башни на землю (в щелочку между мостиком и стеной )
Контрштурм стены.
Строим осадные башни и подкопы. Ставим башню, влекомую хилым наёмным отрядом (200 рыл варваров копейщиков вполне подойдут, их много, - не сразу кончатся) на штурм стены с подкопом. Придвигаем башню к стене и начинаем демонстративную атаку на наиболее близкий к воротам участок, где скапливаются элитные вражьи отряды. В это время другой отряд начинает рыть подкоп (под этот же участок стены, как уже было отмечено). И вот все окрестные элитные городские преторианцы и прочие римские функционеры уже бегут с радостными воплями, чтобы им тоже оставили немного этих глупых варваров. Варвары выбегают по одному на стену и сразу дохнут на мечах римлян. Толкотня выходит знатная, на практике, иногда можно собрать три - пять отрядов, если не торопиться. В кульминационный момент подкоп доходит до стены и все римляне с бодрыми воплями падают на пол. Разбиваются, конечно. Наши варвары даже частично уцелели, - те кто не успел покинуть башню. Можно включать им "баттлекрай", пусть порадуются. Результат: два хилых отряда изводят почти всех римлян, блокирующих стену у ворот. Цена/качество считайте сами. А в образовавшийся пролом мимо остатков башни вполне ещё можно ввести войска в город.
Использование башен как стреломётов.
Я протестировал разные типы осадных башен и нашел результаты замечательными. Для варваров, не умеющих рыть подкопы, например галлов, это просто находка. Строим 8 - 12 башен, подтаскиваем их к стенам, - эпические стены даже лучше, башни там строятся здоровенные. Неспешно подводим к атакуемому участку одну башню (включив обстрел стены, если на ней кто-то стоит уже), а остальные подводим и чуть разворачиваем вдоль стены в сторону откуда побегут контратакующие. Включаем обстрел у необходимого числа башен. Не всех сразу, чтобы продлить удовольствие и хватило бегущим сзади. Как только защитники соберутся всей кучей, включаем оставшиеся и смотрим как каждая стрела сносит по 2-3 римских солдата, а в куче даже и побольше со стены вниз, да ещё высекая каменную пыль при ударе о стену. Классная вещь эти стреломёты при работе в упор. Только не забывайте, что угол обстрела у башни, - градусов 45 примерно и ставить их надо не перекрывая линию стрельбы соседним, уступом вдоль стены, близко, но не вплотную, чтобы избежать поражения с городских укреплений. В моих тестах всего одна башня полностью сметала со стены целый отряд римлян. Интересно, влияют ли на точность попадания и силу удара башенных стреломётов генеральские звёзды и перки?
Если враг силён и может решиться на контратаку из осажденного города, постройте побольше башен. При атаке врага они автоматически расположатся напротив ворот и, включив обстрел, Вы сможете снести большую часть выходящей из ворот и строящейся армии благодаря скорострельности стреломётов в башнях. Потом, когда разгромленный враг отступит просто толкайте башни к стенам и выводите на них своих стрелков, ведь при деблокаде из города враг не располагает на стенах ни одного отряда.
Фишка в том, что при штурме только башнями или отражении вылазки башнями, город со всеми постройками достается тебе в целости и сохранности, может быть не так эффектно как обстрел горящими снарядами, но наиболее эффективно с точки зрения экономики. последнюю неделю штурмовал города вообще без онагров, не разоряясь потом на восстановление инфраструктуры.
В идеале башен должно быть на две меньше чем тяжелой пехоты в стеке, чтобы при начале вылазки оба свободных отряда вставали справа и слева от стены осадных башен прикрывая фланги.
Плюс пять-шесть отрядов лучников, которых нужно быстро успеть расположить между башнями позади или вывести во фланги. При автоматической расстановке перед боем они встают четко за гелиополями и при атаке противника начинают лупить задевая по траектории свои башни. Три-четыре отряда конницы по флангам для отгона прорывов всадников противника.
В итоге для оптимизации стрельбы башен по атакующим необходимо следить за наступающими отрядами и особенно за уже отступающими, деморализоваными. 2-3 человека мечутся перед воротами, а вся эта армада впустую переводит свой боезапас. Посему вовремя отключайте режим активной стрельбы на самих башнях, дожидаясь выхода новых, свежих отрядов противника.
При грамотном управлении огнем на поле перед воротами погибало до 90% личного состава противника. Незнаю насколько это правило будеи работать при огромных формациях отрядов до 200-240 воинов, но при 40-60 юнитах в отряде башни отрабатывают на все сто.
Один минус, в 50 случаях из 100 вылазка может и не произойти, город автоматически сдается осаждающим.
Продолжим ещё быть может…